Ирония судьбы, или всюду Эврипид

Визии

Ирония судьбы, или всюду Эврипид

(Да, в русском языке его принято именовать Еврипидом, но так-то он Эврипид, и на слух приятнее. А лучше всего на беларуском – Эўрыпід. Это все детали. Начнем, помолясь).

Несмотря на то, что режиссер Йоргос Лантимос, вроде как, заявил, что параллели с древнегреческим мифом о жертвоприношении Ифигении осознал уже в процессе работы над фильмом «Убийство священного оленя», кинокритики уже единогласно постановили, что именно этим мифом он и вдохновлялся. Даже уточняют, что не просто мифом, а конкретно трагедией Эврипида «Ифигения в Авлиде». Кстати, этот сюжет обыгрывали и другие афинские драматурги. Но трагедии Эсхила и Софокла о хороводах вокруг Ифигении до нас не дошли, так что единственной жертвой кинокритиков пал старик Эврипид. Слова режиссера о том, что фильм не является адаптацией «Ифигении в Авлиде» мы всерьез воспринимать не будем, конечно. Кто он вообще такой, тот режиссер?

Ну что ж, Эврипид, так Эврипид. Кинокритикам виднее. Раз пошла такая пьянка, то пора приоткрыть ещё одну кинематографическую тайну. Мало кто знает, что не только Лантимос вдохновлялся Эврипидом. Одну из самых оригинальных трактовок его трагедии «Ипполит» еще в 1975 году предложил советский режиссер Эльдар Рязанов. Нам этот фильм известен, как «Ирония судьбы, или с Легким паром». Чтобы обмануть цензуру, режиссер хорошо зашифровал античные мотивы, но оставил зрителям целый ряд лазеек, через которые можно увидеть правду.

Для начала стоит вкратце напомнить сюжет самой трагедии. Даю краткую сводку. Тесей правит в Афинах, у него есть жена Федра и сын Ипполит. Мать Ипполита – безыменная амазонка. Ипполит – охотник, у него особая связь с Артемидой. При этом он совсем не интересуется женщинами, отвергая власть Афродиты над миром смертных. Ипполит целомудрен, как и сама божественная Ловчая, сильнорожденная Артемида. Но мстительная Киприда решает проучить наглеца и влюбляет Федру в Ипполита.

Как известно, Эврипид написал целых два варианта.  В первом Федра, отвергнутая юным Ипполитом, жаловалась Тесею на домогательства пасынка, то есть врала от обиды. Но первый вариант не понравился уважаемым гражданам Афин, которые заявили, что Федра получается какой-то совсем уж сволочью. Так Эврипид стал жертвой цензуры (которую Рязанов обхитрил спустя две с половиной тысячи лет) и вынужден был переписать трагедию. Теперь  Федра совершала самоубийство, но оставляла Тесею записку, где, опять же, оговаривала пасынка. В результате оговора Ипполит умирал на руках у своей любимой целомудренной Артемиды.

Более детально стоит почитать просто. Сейчас не будет тратить время. В общих чертах обрисовали. Вернемся к «Иронии судьбы». Начинаем распутывать клубок.

Первая подсказка очевидна. Одного из героев «Иронии судьбы» зовут Ипполит. Имя достаточно редкое, и в 70-х было редкое, так что появляется оно там не просто так. Но если вы думаете, что несчастный Ипполит Георгиевич из фильма и Ипполит из трагедии – это один персонаж, вы ошибаетесь. Рязанов закручивает сюжет еще сильнее. В его ленте Ипполит разделен на двух героев – непосредственно Ипполита и Женю Лукашина. Первый появляется несколько раз, чтобы, во-первых, дать подсказку с именем, а в финале сыграть решающую роль, к которой мы еще вернемся.

Лукашину же от эврипидовского Ипполита досталось отсутствие любви. Как же так, спросите вы? Ведь в начале фильма он собирается жениться. Да, но стоит ему немного выпить, и он сам говорит своим друзьями (в которых, кстати, легко узнается хор охотников-товарищей из трагедии), что он – холостяк. Пару рюмок и он забывает про невесту Галю, потому что не любит ее. Его не поражала стрела Эрота, он все так же слеп к дарам Афродиты.

Почти прямым текстом Рязанов говорит нам о том, кто такой, на самом деле, Женя Лукашин, когда в гости к Наде приходят ее подруги (хор трезенских женщин, вне всякого сомнения). Она представляет его, как Ипполита, Женя протестует, конечно, кричит «И даже после этого я не Ипполит», но внимательному зрителю уже все ясно.

Надя Шевелёва – это, безусловно, Федра. Приличная женщина, жизнь которой кажется размеренной и предсказуемой.  Жених, работа, дом. И тут внезапно она влюбляется. Эта коварная влюбленность грозит разрушить ее жизнь, оставить ее без всего. И, тем не менее, власть Афродиты безраздельна, простые смертные не могут перебороть мук страсти, которые она на них насылает.

Оригинальнее всего Рязанов зашифровал богинь, которые у Эврипида непосредственно влияют на героев. Естественно, прямого упоминания и, уж тем более, присутствия мифологических персонажей советская цензура бы недопустила. Поэтому режиссеру пришлось опять действовать исподволь.

Если Ипполит и Федра существуют между суровой, но сильной Артемидой и прекрасной, но мстительной Афродитой, то герои «Иронии судьбы» постоянно находятся в пространстве между Москвой и Ленинградом. Совершенно очевидно, что хотел сказать режиссер.  В деловой Москве белокаменной трудно не узнать неутомимую Артемиду, один из эпитетов которой – Левкофрина, то есть «белобровая». А вышедшая из пены прекрасная Афродита – это построенный на болоте Питер, колыбель Революции, средоточие смут и раздоров.

А что же с концовкой? Ведь и в первом, и во втором варианте трагедии Эврипида должен кто-то умереть. А у Рязанова, вроде как, все заканчивается даже благополучно.

Только на первый взгляд. В финале на сцене вновь появляется Ипполит Георгиевич, что бы стать под душ в одежде и выйти на морозную улицу. Дальнейшая его судьба неизвестна, но о ней нетрудно догадаться. Он замерз и погиб на холодных заснеженных улицах Ленинграда. Принесен в жертву Афродите Надей и Женей. Именно таким образом они умилостивили ненасытную Афродиту, за жизнь Ипполита купив свой покой.

Круг замкнулся. Ипполит стал жертвой мстительной богини.

Товарищ твой и спутник умирает.
Возница твой, твоих лугов хранитель
Кипридою коварной унесен.

Второй жертвой стала невеста Галя. Она не умирает, как и Тесей в трагедии, но как говорят Ипполит и Артемида в тексте Эврипида: «Да, и отца судьба достойна плача. Его коварно демон обманул».

В дополнение хочу сказать, что тут мы с вами обрисовали только общие мотивы и определили главные подсказки, оставленные Эльдаром Рязановым. Для более глубокого понимания рекомендую ознакомиться с трагедией Эврипида и пересмотреть «Иронию судьбы». Особенно обращайте внимание на песни, которые звучат в фильме.

А мне, извините, некогда. Мне еще «Андромаху» со «Служебным романом» сравнивать. Всем привет.

Всегда ваш,
пьющий всадник
Алексей Кыштымский

%d такие блоггеры, как: