Кимоно Стивена Кинга

Визии

Кимоно Стивена Кинга

Почему-то добрую половину обзоров и рецензий на новую экранизацию романа Стивена Кинга «Оно» Андреса Мускетти принято начинать словами «После оглушительного провала «Тёмной башни»…» Been there, seen that, провала не заметил. Просто фильм вышел для подростков. Будь вам по 13-14 лет вы бы ляжки себе кипятком пообссыкали. Поэтому так мы начинать этот коротенький обзор не будет.

А начнем мы его с констатации факта. Создатели «Оно» прекрасно понимали, что сравнений с первой экранизацией 1990 года не избежать. Хотя, казалось бы, что тут сравнивать? 27 лет назад  вышел достаточно недорогой двухсерийный телефильм режиссера Томми Ли Уоллеса. И почти всё в этом фильме было достаточно средне. Неплохо, очень неплохо, не будем обижать лишний раз. И дети хорошо играли. Но это был всё-таки телефильм, с адекватными именно телефильму бюджетом ($12 млн) и трудозатратами на съемки.

И публика бы быстро забыла этот телефильм, как забыла «Бурю столетия» и многие другие экранизации Кинга, если бы не одно но. Точнее, оно. Клоун Пеннивайз в исполнении британского актера Тима Карри врезался в память настолько, что дети, просыпаясь по ночам, ломились в комнаты к мамам, а подростки, возвращаясь с гулек вечером, дёргались от любого шороха. Я думаю, что найдется немало вполне взрослых людей, который посмотрели этот фильм в детстве и именно с тех пор любых клоунов, мягко говоря, сильно недолюбливают.

Поэтому перед создателями новой экранизации стояла задача одновременно и простая, и сложная. Простая, потому что с новыми технологиями и втрое большим бюджетом снять в целом лучше телефильма 1990 года – это не фокус. Но вот переплюнуть старого Пеннивайза – это уже задачка не для средних умов.

И эту задачу Мускетти решил просто и гениально. Новый клоун совсем не похож на старого, его образ отличается на 100%.  Пеннивайз Тима Карри был всё-таки вполне человеком, пока не начинал скалить зубы и пытаться кого-нибудь сожрать. Он корчил смешные рожи, шутил шутки, дети смеялись. Пеннивайз Билла Скарсгарда изначально не выглядит, как человек.  Он выглядит как что-то страшное и потустороннее, лишь временно принявшее атропоморфную форму, как пластилин.

Хорошо это или плохо? С одной стороны, это делает достаточно нелепой начальную сцену с Джорджи, который смеется в начале разговора с ЭТИМ, сидящим в канализации. Любой ребенок, глядя на ЭТО, наложил бы полные штаны и побежал домой.

Но с другой – хоррор-составляющая от нового Пеннивайза в целом только выигрывает.  И она сильнее, чем в первом фильме. Если старый фильм просто создавал жутковатую атмосферу, то новый заставит вас хорошо поерзать в кресле. Но при этом в атмосфере новый фильм всё же немножко теряет. В старой экранизации идея того, что ОНО – это не сам клоун, а весь город Дерри, сквозила из каждой второй сцены, когда благообразные граждане, действуя по принципу «не вижу зла», отворачивались, закрывали ставни, задергивали шторы и закрывали двери.  В новой экранизации это тоже есть, но в куда более скромных количествах.

Зато имеется сексуалочка. Сравните образы Беверли Марш в исполнении Эмили Перкинс и Софии Лиллис. 27 лет назад всё было куда консервативнее, поэтому дети ведут себя слегка, как ученики церковно-приходской школы. Да и выглядят соответствующе.  Учитывая, что у Кинга в романе вообще присутствует сцена группового подросткового секса, вырезанная из обеих экранизацией, новый фильм оказывается в этом плане куда ближе к первоисточнику.

А ещё, а ещё, а ещё, создатели крайне удачно перенесли временные рамки. В романе и старой экранизации действие начинало в 1958 году, а заканчивалось в 1985-ом. Теперь фильм стартует в 1988-ом, и, конечно, многие проблемы 50-х, которые раскрывал Кинг, вроде агрессивного бытового расизма или гомофобии, в конце 80-х уже были не так актуальны. Поэтому гомофобную линию вырезали вообще, а черного парня Майка Хэнлона хулиганы бьют не за то, что он черный, а за то, что он – сирота и работает на ферме. Мудаки, как известно, всегда найдут за что.

Итак, хороший ли фильм и стоит ли его смотреть? Да, и да. У Мускетти получилось очень крепкое страшное/смешное/романтичное кино. Как хорошая мелодрама о взрослении, только взрослении в городе, под которым живет потусторонний монстр, поедающий детей. А напуганные они, говорят, даже вкуснее.

Всегда Ваш,
Алексей Кыштымский, пьющий клоун

%d такие блоггеры, как: